Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
   

Авторизация  

   
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Наталья Анатольевна Степанова,

преподаватель специального фортепиано

МБУ ДО "ЧДМШ № 4 им. Ходяшевых"

 

     «Главной целью ДМШ является развитие у детей любви и интереса к музыке и обучение их основам музыкального искусства"

А.А. Николаев

 

«Исполнение только тогда становится законченным, когда произведение сыграешь на эстраде; именно эстрадное выступление дает мощный толчок 

художественному развитию, только тут по-настоящему слышишь достоинства и недостатки исполнения".

 

А.Б. Гольденвейзер

 

Концерт – одна из самых ярких составляющих в процессе обучения. Концертная деятельность учащихся - один из способов, помогающих заинтересовать ученика в занятиях музыкой. Так здорово с помощью звуков выразить свои чувства, доставить радость слушателям, сделать первый шаг к совершенству.

Концерт – это всегда праздник. Это выбор программы, подготовка, репетиции, оформление сцены и зала. Это особое эстрадное волнение и возможность ощутить себя артистом. А ведь большинство детей мечтают, хоть ненадолго, но испытать себя в этой роли.

Кроме того участие в концерте является хорошим стимулом для дальнейших занятий музыкой. Дети учатся трудиться, накапливают знания, творят, раскрываются как личности. Сцена воспитывает также и чувство ответственности. В учениках развивается умение держаться на сцене, культура поведения и чувство стиля в одежде. После удачных выступлений на сцене улетучиваются комплексы, появляется уверенность, повышается самооценка. Это помогает им в дальнейшей жизни, даже если они не становятся музыкантами.

Концертные выступления детей заставляют и родителей быть более внимательными к занятиям своих детей. Они понимают, что их ребенок должен много трудиться, чтобы доставить радость слушателям. Родители начинают реально оценивать возможности своих детей, качество их домашней подготовки, а также огромный труд педагога

 В нашей школе концертные выступления учащихся – распространенный вид работы. Концерты для родителей, творческие отчеты преподавателей, тематические вечера, шефские выступления в детских садах, общеобразовательных школах, детских домах и интернатах.

В концертах бывает задействовано большое количество детей. А если это творческий отчет преподавателя или концерт для родителей класса, то в нем принимают участие все, без исключения, ученики этого преподавателя. Причем ребята знают, что эти выступления не менее, а более ответственны, чем академические контрольные прослушивания. Поэтому подготовка ведется очень тщательно и с большим интересом.

К составлению программы такого концерта необходимо подойти очень серьёзно. Надо так «выстроить» произведения, чтобы не «отпускать» внимание зала до конца концерта. Чтобы у слушателей, а среди них бывают и маленькие дети, не появилось ни желания, ни возможности отвлечься от того, что происходит на сцене. При этом необходимо учесть и то, что не все участники имеют одинаковый уровень профессиональной музыкальной подготовки и достаточно хорошо могут выступать на эстраде. Программа такого концерта должна быть хорошо выстроена по форме, состоять из частей-блоков, иметь свою кульминацию. Обычно такие выступления сопровождаются или беседой на какую-либо определенную тему, или пояснительным текстом. Иногда для построения программы концерта используются стихи. Но в этом следует проявить чувство меры, иначе музыкальный концерт может превратиться в лекцию или поэтический вечер.

 Примером программы такого концерта может служить творческий отчет, подготовленный мною и моими учениками к 20-летию школы. В концерте приняли участие все ученики моего класса и трое выпускников – активных любителей музыки.

    Концерт «В гостях у музыки» был задуман как встреча с выпускниками разных лет и подготовлен как подарок для них, для коллектива школы и родителей.

В моем классе стало традицией начинать учебный год с концерта, программа которого составлена из пьес, выученных самостоятельно летом. Концерт этот бывает не позднее 15 сентября.

Это мероприятие помогает нам быстрее включиться в учебный процесс. Подготовка к концерту «подталкивает» учеников к занятиям за инструментом в период летних каникул. Пьесы для выступления мы выбираем с учетом пожеланий и возможностей каждого ребёнка, и они входят в его летнее задание. Участие в концерте обязательно для всех учеников без исключения.

Поскольку подготовка к концерту является самостоятельной работой и качество исполнения не всегда соответствует уровню концертного выступления, то проводим мы это мероприятие в различной форме: концерт-беседа, концерт-выставка, концерт-викторина, концерт-игра.

Такой концерт позволяет каждому ребенку преодолеть неуверенность, стеснительность, даёт возможность поверить в свои силы и поддержать других.

 Наряду с классными и общешкольными мероприятиями, в последнее время, всё большее распространение получает и такая форма работы как сольный концерт учащегося.

Конечно, далеко не с каждым учеником можно подготовить сольную программу для целого концерта. Для этого нужна хорошая профессиональная подготовка ученика, хорошая память, хорошая выдержка и выносливость на эстраде, и, конечно, желание ученика, а также большая педагогическая отдача преподавателя. Кроме того, очень трудно совместить подготовку обширной и разнообразной программы с различными контрольными прослушиваниями: академическими концертами, техническими зачетами, зачетами по ансамблю, аккомпанементу и учебой в общеобразовательной школе.

Я решилась на этот вид работы с ученицами 8-го (дополнительного) класса.

В 2000 году это был «концерт в концерте» Михайловой Маши. Она исполнила сольную программу из семи различных по характеру, стилю и форме произведений в общем концерте учеников моего класса. Тема концерта: Популярная классическая и современная музыка.

В 2001 году состоялся сольный концерт Авдеевой Анны. Назвали мы его «Любите музыку…». Название выбрано не случайно. Кроме того, что в концерте прозвучало это стихотворение Льва Озерова, на мой взгляд, эти слова соответствуют отношению к музыке самой Ани. Музыка и общение с фортепиано стало неотъемлемой частью её жизни, её душевной потребностью.

Это был большой концерт. Программа концерта продемонстрировала различные виды музыкальной деятельности ученицы: исполнение соло за фортепиано, импровизация, пьеса собственного сочинения (Аня занималась по классу композиции), игра в ансамбле со скрипкой, игра на гитаре.

В составлении программы и выборе произведений для исполнения ученица принимала самое активное участие. Занятия были очень интересны, плодотворны, требовали много времени и большой серьёзной домашней подготовки.

Ещё один концерт состоялся в апреле 2011 года: сольный концерт Агаевой Анастасии. Названием концерту послужили первые строки стихотворения Владимира Соколова «Спасибо музыка…»

Программу этого концерта можно условно разделить на 2 части.

I часть – исполнение произведений разных авторов, стилей и жанров соло на фортепиано, в качестве концертмейстера, а также - в составе ансамбля народных инструментов (партия гитары). 

II часть – презентация собственных сочинений Агаевой Анастасии (Настя 5 лет занималась композицией в классе Быренковой Л.Л.). Здесь ученица выступила в роли исполнителя собственных произведений.

Все описанные здесь концерты были «открытыми», объявлены заранее. Для этого были подготовлены афиши, пригласительные билеты. На них присутствовали все желающие: преподаватели, родители, учащиеся других преподавателей школы; были приглашены родственники, друзья и учителя участников концертов.

Для самих же солистов, я думаю, это стало знаменательным событием, которое останется в памяти на всю жизнь.

 

 

 

   

   
© МБУ ДО "Чебоксарская детская музыкальная школа № 4 имени В.А. и Д.С. Ходяшевых"