Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
   

Авторизация  

   
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Ирина Рахимовна Кожанова

Преподаватель специального фортепиано

МБУ ДО "ЧДМШ № 4 им. Ходяшевых"

«Рука – это инструмент всех инструментов», -

заключал еще Аристотель.

«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», - так говорил Василий Александрович Сухомлинский.

Многие пианисты педагоги обращали внимание в своих трудах на организацию пианистических движений. Пианистическая свобода, как известно, зависит от ловкости пальцев и гибкости  послушной  руки. Пальчиковая гимнастика присутствует в методике многих музыкантов, в том числе и преподавателей -  пианистов (Шмидт - Шкловской, Артобалевской, Баренбойма и др.).

С давних пор пальчиковая гимнастика была распространена у разных народов мира. Так, в Японии для этих целей использовали грецкие орехи, а в Китае каменные и металлические мячи и шары. Считается, что пальчиковая гимнастика не только развивает силу и ловкость рук, координацию движений и мелкую моторику, но влияет на жизненный тонус и настроение, способствует  развитию воображения и памяти, а также улучшает деятельность пищеварительной и сердечно – сосудистой систем.

Существует известная методика нетрадиционной медицины су-джок терапия. Ее автор — корейский врач профессор Пак Чже Ву — утверждает, что точки, расположенные на кистях и стопах, являются проекциями всех внутренних органов человека. И чтобы избавиться от какого-либо недуга, достаточно найти соответствующую точку и воздействовать на нее.

Всем нам хорошо знакомы русские народные потешки, которые передаются из поколения в поколение: «Ладушки», «Сорока», «Сова».

Никому не секрет, что мы педагоги уделяем большое внимание рукам ребенка и  часто сталкиваемся с различными проблемами, такими как: нарушение мышечного тонуса, координации движений, недостаточное развитие мелкой моторики.  У многих  детей нарушен тонус мышц. Он либо понижен (ручки ребенка очень вялые и безвольные), либо повышен (руки ребенка непослушные и неуправляемые).

Казалось бы умненькие детки, но не справляются со своими руками,  часто путают руки (левая, правая), долго считают и ищут нужный пальчик. И родители в недоумении.

В связи с этим возникла идея подготовить ребенка к занятиям на инструменте до его поступления в музыкальную школу.

Музыкой в нашей школе начинают заниматься дети с 3х лет в группе раннего развития «Мать и дитя». Каждый ребенок посещает 3 занятия по 20 минут: хоровое пение, знакомство с инструментом и пальчиковые игры. Я в этой группе веду занятия пальчиковые игры.

Я самостоятельно подбирала материал к занятиям в книгах и пособиях по пальчиковым играм, находила материал в интернете и адаптировала их к  решению наших задач. Веселые стихи и потешки очень нравятся малышам и их родителям. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Динамичность, образность вызывают желание двигаться. Короткий текст потешек и песенок легко запоминается.

Основной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра. Пальчиковые игры - источник гармоничного физического и эмоционального развития, они способствуют сближению родителей и малышей во время занятий, а также обогащают их разнообразными сенсорными впечатлениями.  Во время пальчиковых игр ребенок заряжается положительными эмоциями и маминым вниманием, ее любовью, а ведь это является главным условием его развития.

На занятиях дети учатся регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные группы  мышц. Эта способность детей управлять своими мышцами хорошо вырабатывается в игровой форме.

Пальчиковые игры – важная часть работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. У детей с задержкой речевого развития часто наблюдается недостаточная координация мелкой моторики пальцев.

Играя в пальчиковые игры, ребенок не только развивает свои творческие способности  (фантазию, воображение, музыкальный и ритмический слух), но и учится концентрировать и правильно распределять свое внимание,  развивает усидчивость и память, расширяет свой кругозор.

Все занятия определены отдельной темой: времена года, явления природы,  прогулка,  праздник,  животные, птицы, речка, транспорт, спорт, новый год, праздник пап, помогаем маме. И, конечно,  знакомимся с музыкальными инструментами и способами игры на них. Начинаем мы учебный год традиционно - с кошечки.

 Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

Каждое занятие включает в себя: массаж, пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, кистевые движения (ниточки), (дождик),  упражнения на регуляцию мышечного тонуса и координацию движений.

Массаж. Прежде, чем начинать играть в пальчиковые игры, ручки нужно хорошо разогреть. Для этого растираем ладони и массируем каждый пальчик. (Холодно.  Зима.)

Я прошу взрослых  массажировать  пальчики детям, потому что малыши просто гладят свои пальчики, а их нужно хорошо разогреть и размять.

Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков и артикуляционная гимнастика. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стихотворения или потешки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков.

Пальчиковая гимнастика включает в себя упражнения статичные и динамичные.

К статичным упражнениям относятся фигурки: кошечка, мышка, зайка, собака, волк,  лиса, ежик, птичка, филин,  домик и т. д. После каждого упражнения встряхиваем ручки.

Динамичные упражнения: сгибание и разгибание пальцев (раз, два), соединение пальцев левой и правой руки (стали гномы гостей приглашать), соединение большого пальца одной руки с другими пальцами (цепочка). В конце курса мы выполняем упражнение (Паучок).

Родители помогают малышам  или учат их помогать себе другой рукой. Старшие ребята справляются самостоятельно. Варианты сложности тоже разные. Пока малыши выполняют движения  одной рукой, старшие - двумя руками.

Упражнения выполняются сначала медленно одной рукой (если не предусмотрено участие двух рук), затем -  другой, и только после этого -  двумя руками.

На наших занятиях есть упражнения на столе и с предметами: мячами, карандашами, бусинками (Андрюша, вертолет).

Кистевые движения - (ниточки), (дождик). Упражнения на координацию движений (фонарики, а у котенка)

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев (Мышка). Вначале в упражнениях должны содержаться 2-3 пальчиковые фигуры, затем постепенно их количество увеличивается. Пальчиковые игры сочетают в себе несколько различных действий. Упражнения на координацию движений: (белочка).

После того, как дети научатся с помощью пальцев изображать различных животных и предметы, можно использовать эти комбинации для инсценировки знакомых сказок («Колобок», «Репка», «Теремок» и др.), а также придумывать свои сказки.

А это фрагмент одного из последних занятий

Наши пальчики играли, дружно все изображали

Домик, мостик и цветок, забор, ворота и замок.

Стол и стул. Очки, колечко. Ежика и человечка.

Речку с рыбкой, пароход. Птичку, что водичку пьет.

Кошку, курочку и мышку,  и веселого зайчишку.

Внимание детей дошкольного возраста очень неустойчиво, поэтому наши занятия очень насыщены и проходят в быстром темпе. Некоторые детки не запоминают стихи полностью, а проговаривают лишь конец фразы.

Ловкие пальчики и послушные руки – вот цель наших занятий в группе «Пальчиковые игры».

Продолжаем заниматься пальчиковыми играми и с учащимися подготовительной группы. Организацией  пианистических движений занимаемся  с учениками на протяжении всех лет обучения.

 

«Ум ребенка на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский.

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ - ЦЕПКИЙ УМ»

 

   

   
© МБУ ДО "Чебоксарская детская музыкальная школа № 4 имени В.А. и Д.С. Ходяшевых"