Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
   

Авторизация  

   
Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

У каждого народа своя музыкальная культура, свои особенности и традиции. Одной из важных её составляющих являются музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В XX столетии народные инструменты заняли прочное место в быту и на концертной эстраде. В XXI веке исполнительство на народных инструментах (баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гуслях, гитаре) в сольных, ансамблевых и оркестровых формах охватывает все звенья культурно-просветительского и общепедагогического обучения (училища, институты, колледжи культуры, педагогические университеты, консерватории и.т.п.)
Выбирая тему для статьи, отталкивалась от своих личных интересов, ведь вопрос о национальном достоянии и наследии всегда очень интересен и требует множество ответов. Он не изучен до конца, но опираясь на определённые источники, чьими авторами являются: И.В. Люблин «Олимпиада искусств в Чувашии», Ф.П. Павлов «Чуваши и их песенное и музыкальное творчество», М.Г. Кондратьев «Первая музыкальная: Детской музыкальной школе им. С.М. Максимова 90 лет», «Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова» История и современность, Т.М. Лукашевич «Становление и развитие коллективного народного инструментального музицирования в педагогических учебных заведениях» монография, можно обрисовать  более ясную картину появления и развитие инструментального исполнительства в Чувашии. Свои варианты перио-дизации истории чувашского музыкального искусства предлагали Ф.П. Павлов, И.В. Люблин, М.Г. Кондратьев. Например, Михаил Григорьевич Кондратьев выделяет четыре периода: I-древнейший (до VIII в.н.э.), II-формирование классической чувашской музыкальной системы (приблизительно XV-XVI вв.), III- середина XVI–конец XIXвв. (после вхождения в российское государство), IV- конец XIX- началоXX вв. [3, С.5]. В своей статье более подробно расскажу о довоенном времени, которое входит в IV период. На мой взгляд, именно тогда формируются предпосылки исполнительства на народных инструментах.
В конце XIX века народные музыкальные инструменты функционировали лишь в сфере этнической музыки народов, населяющих Чувашию (чувашей, русских, марийцев, татар и др.), преобладало бытовое музицирование (в трактирах, на ярмарках). Но уже в крупных населённых пунктах Казанской губернии были открыты средние учебные заведения: Алатыре, Ядрине, Чебоксарах, Козьмодемьянске, Цивильске. Так в Шихранской школе в 1915 году открылось ремесленное училище, где функционировал струнный оркестр (балалайки, мандолины). В 1916 году в Ядринском реальном училище существовал балалаечный оркестр, в учебный план училища входит игра на балалайке, обучалось 25 человек. А в начале XX столетия коллективные формы народного инструментального музицирования на усовершенствованных В.В. Андреевым народных инструментах мы находим в Чебоксарах. Приведу пример из монографии Т.М. Лукашевич: «Так уже в 1906 году, на Чебоксарском №3 Казённом Винном Складе, на литературно-вокальных вечерах играет балалаечный оркестр рабочих склада» [3, С.40]. Интересна программа оркестра: Вальс «Грёзы» и «Венский вальс» В. Андреева, русские народные пени «Коробейники» и «Во саду ли, в огороде» - репертуар Великорусского оркестра. Эта удивительная находка доказывает то, что и в Чувашском крае нашла своё отражение просветительская деятельность В.В. Андреева по популяризации оркестра усовершенствованных русских народных инструментов. Участники оркестра, играющие такую программу должны быть хорошо подготовленные, а для этого нужно было время, тем самым можно сделать вывод, что этот оркестр начал своё существование не в 1906 году, а раньше.
Старинному уездному городу Чебоксары в 1920 году неожиданно выпала судьба стать областным административным центром, решительно изменилась и ситуация в местной культурной жизни, стали принимать решение об открытии музыкальной школы. Дата официального начала деятельности школы №1 им. С.М. Максимова – 20 октября 1920 года. На первое время открыто три курса: 1-для не проходивших музыкальной грамоты, 2-для получивших начатки музыкального образования, 3- для специалистов, не получивших своевременно законченного музыкального образования. Преподавание ведётся по классу рояли, скрипки и хорового пения [1, С.13].
В двадцатые годы музыкальное искусство Чувашии имело очевидные успехи. Благодаря активной концертной работе Чувашского государственного хора и правительственного духового оркестра современная музыка всё больше проникала в массовую культуру городов и сёл. Вопрос подготовки квалифицированных исполнителей стоял остро. Музыкальная школа давала только начальную подготовку. С.М. Максимов доказывал, что реальные условия для открытия техникума уже имеются: у школы было уже шесть выпусков; есть работники, способные преподавать специальные дисциплины; имеется необходимая литература и оборудование. Создались достаточные предпосылки тому, чтобы в центре Республики иметь Музыкальный техникум. Летом 1929 года техникуму были переданы два здания бывшей церкви мужского монастыря на волжском берегу. В октябре Чувашский музыкальный техникум принял первых учащихся [2, С.6]. А в 1935 году количество студентов превысило сто человек и держалось на таком уровне до войны. В 1936 году техникум был переименован в училище. Надо отметить, что в этот период музыкальное училище имело для рес-публики значение гораздо большее, чем любое другое среднее учебное заведение. Вокруг него фактически концентрировалась вся музыкальная жизнь.
В условиях 1920-30-х гг., когда особо подчёркивалась идея сплочения рес-публик, обращение к разно-национальному фольклорному материалу стало одной из характерных тенденций всей советской музыки. В Чувашии, начиная с 1926 года, ежегодно проводятся «Этнографические концерты», где в центре внимания оказываются национальная школа и её исполнители [5, С.226].
 Начиная с 1927 года начинают ставить на учёт и распределять конфискованные и реквизированные музыкальные инструменты по театрам и Народным домам.  Так в Чебоксарском гарнизонном клубе были: гитара-2, балалайка прима-1, котробас-2, гармоника-1. В Красноармейском клубе имелись: балалайка-4, мандолина-3, балалайка альт-1, домра-1. В 1920 году Шихранский Народный Дом набирает участников струнного оркестра, состав которого: мандолины, балалайки, балалайка бас, гитары. Участники это коллектива получали зарплату за свою концертную деятельность. Скорее всего, это был первый профессиональный оркестр народных инструментов в Чувашии [3, С.68]. В Алатыре, в 1923 году, артистами театра устраивался бесплатный спектакль с участием великорусского оркестра.
Можно сказать, что в Чувашии в это время были распространены как усо-вершенствованные В.В. Андреевым народные инструменты (балалайки, дом-ры), так и традиционные народные инструменты (скрипка, гусли). Исполни-тельские составы сельских ансамблей зачастую были неполноценными по разным причинам, одной из них была – нехватка или отсутствие музыкальных инструментов и руководителей оркестров. По этой причине, народ сам изготовлял инструменты, и среди чувашского народа было немало этих мастеров. Так, во времена советской власти на всю Чувашию прославились мастера из деревни Ольдеево Мариинско-Посадского района – братья М.Ф. и П.Ф. Филипповы, А.С. Беляков из села Тюмерли Ядринского района, Семён Фомин из деревни Досаево Красноармейского района и другие. Это подтверждает интерес и тягу чувашского народа к музицированию на народных инструментах.
В начале XX столетия организуются кружки «любителей пения и музыки», «любителей сцены музыки» в Алатыре, Козьмодемьянске, Канаше, Цивильске Ядрине, Чебоксарах, что со подвигло к значимому мероприятию для культуры Чувашского края, проходившее в 1932 году – Олимпиада искусств [4, С.18] Её цель- через смотр лучших работ художественных кружков выявить культурные достижения ЧАССР. Ориентировочная цифра для каждого района для посылки на Республиканскую олимпиаду искусств не выше 40-50 человек, к участию были приглашены ряд республик и областей: Татарская республика, Средне-Волжский край, Башкирская республика.
 Из инструментального исполнительства хочется отметить Алатырский струнный оркестр под управлением Добросмыслова, прозвучали: «Яблочко», «Кай-кай Ивана»; Канашский струнно-шумовой оркестр учащихся Чагасинской школы №1 под управлением Кузьмина; Козловский  район – гармонист Шарков 12 лет исполняет песни и пляски; Козловский самодеятельный оркестр народных инструментов, прозвучала «Камаринская» и два чувашских произведения; Цивильский район – хор и струнный оркестр педтехникума; Ядринский струнный оркестр под управлением Иванова.
 Олимпиада явилась могучим стимулом к росту и завоеванию новых позиций в самодеятельном и профессиональном искусстве, привлекла внимание к вопросам искусства широкой общественности и руководящих советских организаций. Вручали премии как коллективам, так и отдельным солистам: скрипачу Леонтьеву 13 лет Шемуршинского района 75 рублей, гармонисту Макарову 14 лет Казловского района 50 рублей (направлены на учёбу в музыкальный техникум). [4, С.43].
Олимпиада бы ла проведена с целью популяризации гармоники, балалайки и других народных инструментов, также продемонстрировала достижения и недостатки в развитии национального искусства Чувашии. Следовательно, указала и пути, и возможности для дальнейшего более организованного развития этого искусства. О размахе народного творчества в Чувашии можно судить по соотношению участников первой и второй олимпиады. На первой олимпиаде искусств художественной самодеятельности, проходившей в 1932 году, участвовало 665 человек, на второй олимпиаде, которая проходила в 1935 году – 1303 человека. Большим достижением этой олимпиады можно считать – увеличение числа поступающих на музыкальное отделение Чувашского музыкально-театрального техникума. В 1933 году было подано свыше 300 заявлений.
Во всех учебных заведениях Чувашии еженедельно проводились вечера художественной самодеятельности, и почти каждое учебное заведение имело у себя комплекты инструментов или отдельные инструменты для оркестровой игры. Чаще это были: балалайки, скрипки, мандолины, гитары. Эти инструменты и определяли составы оркестров. Например, в Ядрине был струнный оркестр: 6 балалаек, 2 гитары, 4 мандолины. В Порецком педтехникуме в 1922 году ведутся занятия великорусского оркестра в объёме 20 часов в месяц. В Красно-Четайском педтехникуме в 1924 году существовал струнный оркестр. В Калининском педучилищу в 1939 году по акту проверки музыкальных инструментов находят: балалайки – 14 шт., гитары – 16 шт., гармонь – 2 шт., баян – 1 шт., мандолины – 7 шт., скрипки – 11 шт., шумовой оркестр – 2 комплекта, домровый оркестр, барабан. В Цивильском педучилище с 1941 года ведётся обучение на народных инструментах (гитара, мандолина, балалайка, гармошка, баян).
Не остался в стороне и Канашский педколледж, который историю своего существования ведёт с 27 марта 1915 года. За 1923 год за ним числится полный комплект балалаечного и скрипичного оркестров. Балалаечным оркестром руководит Иванов Лука Иванович. В 1938-39 учебном году в Канашском педтехникуме велось обучение на домре (43 человека). С 1947-48 учебного года вводится обучение на аккордеоне.
       Более подробно хочу остановиться на развитии музыкальной культуры города Алатырь Чувашской Республики в этот период, взяв за основу статью Марины Львовны Гарькиной, доцента Чувашского Государственного университета им. И.Н. Ульянова, Алатырского филиала. Ко второй половине XIX в. относится появление в городе специализированного магазина музыкальных инструментов В. Кулешова, где он продавал гармоники и балалайки. Кроме продажи инструментов Кулешов давал частные уроки, обучая игре на гармонике. Он был первым мастером, который занимался изготовлением этих инструментов вплоть до начала XX века. Большое влияние на развитие музыкальной культуры города имело также народное творчество. В крестьянской среде создавались хоры, оркестры. Стали появляться гармонисты-самоучки. Среди них наиболее известен И. Аникин. Он часто играл на молодёжных вечерах, которые были тогда традицией. В 20-30-е годы было много любителей игры на гармониках, баянах, мандолинах, балалайках. В связи с тем, что число музыкантов-любителей росло, не хватало инструментов, которые изготовляли мастера-кустари, в 1936 г. встал вопрос о строительстве Алатырской гармонно-лыжной фабрики. Для налаживания производства гармоник, в г. Алатырь были направлены специалисты из Иванова и Ленинграда. Открытие фабрики имело огромное значение для популяризации инструмента и приобщения простого народа к музыкальной культуре. В начале XX века в городе и уезде существовало 79 различных учебных заведений: 6 городских школ, 14 земских училищ, 27 церковно-приходских школ, реальное училище, духовное и епархиальное училища, учительская семинария. В связи с этим музыкальное образование встаёт на новую ступень развития. В данных заведениях были открыты классы по инструментальному исполнительству, пению, слушанию музыки.                              
В заключении хочется сказать, что фундамент существующей сегодня системы образования в Чувашии, включающей обучение игре на народных инструментах, был заложен именно в довоенный период. В эти годы функционировало 7 педагогических училищ (техникумов), несколько педагогических курсов, музыкальных школ. В основном велось обучение на щипковых народных инструментах, а именно оркестровые классы. Гармонь и баян тоже фигурировали в профессиональных коллективах, но не так интенсивно, так как не хватало хорошей подготовки. И как не добивалось руководство Чебоксарского музыкального техникума открытия класса баян в 30-е годы, это стало возможным только после войны. Не смотря на все сложности, этот период стал хорошим началом для дальнейшего развития музицирования на народных инструментах, подготовил почву для благоприятного роста музыкального народного творчества в Чувашии.



Литература

1.    Кондратьев М.Г. Первая музыкальная: Детской музыкальной школе им. С.М. Максимова 90 лет. – Чебоксары 2010. – С.8 – 28.
2.    Кондратьев М.Г. Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова. История и современность. – «Чувашия»,1999. – С.11 – 22.
3.    Лукашевич Т.М. Становление и развитие коллективного народного ин-струментального музицирования в педагогических учебных заведениях Чувашии. - «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», 2005. – С.5 – 68.
4.    Люблин И.В. Олимпиада искусств в Чувашии. – Советская музыка,1932.
5.    Люблин И.В. Советская музыка Чувашии: Национально-культурное строительство. – М.: Соцэкгиз, 1933. – С.226

   

   
© МБУ ДО "Чебоксарская детская музыкальная школа № 4 имени В.А. и Д.С. Ходяшевых"