Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

МАСЛИНСКАЯ Н.Г.
МБОУДОД «ЧДМШ № 4 ИМ. В.А. И Д.С. ХОДЯШЕВАХ»
УРОК В ДЕТСКОЙ МУЗАКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Современное общество характеризуется очень быстрыми и глубокими изменениями. Все изменения, которые вносят что-то новое, обычно называют новшествами. Термин «инновация» в настоящее время является одним из самых употребляемых в нашей стране и применяемым в различных сферах деятельности человека. Слово «инновация» произошло от латинского слова «innovus» (in — в и novus — новый) и переводится на русский язык как «новинка», «обновление», «изменение» [2 с 22]. Термин «инновация» применительно к образованию (INNOVATION) встречается у Джеймса У. Боткина американского ученого, сотрудника Гарвардской педагогической аспирантуры и обозначает в точном переводе с латинского языка не «новое», а «в новое». Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Сфера музыкального образования долгое время оставалась достаточно консервативной и практически не использовала технологических инноваций. Это было связано с тем, что педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру человека. Основная цель обучения в музыкальной школе - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Каждый урок в музыкально-исполнительском классе детской музыкальной школы является определенным и вполне конкретным звеном целостной системы учебно-педагогического процесса. Главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет. Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях. Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объёма, состава учебных дисциплин, введение новых учебных программ требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В настоящее время актуальными вопросами в процессе обучения стали: здоровье ребенка; его психолого-педагогические и возрастные особенности; адаптация к очередной ступени, классу, школе, требованиям учителя и т. д.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. В связи с этим в последние годы в школах появилось понятие «инновационный урок». Инновационным изменениям урока подлежит:
1) в первую очередь само понятие «урок», его изменение по отношению к современной ситуации;
2) типология урока, т.к. новые типы уроков способны перевести его в качественно иной вид;
3) методологические элементы урока: смысл, цели, роль в общем образовании;
4) методические структурные элементы урока: задачи, содержание, средства, формы и методы обучения, система контроля, оценки;
5) форма подготовки и проведения урока учителем.
В реальной педагогической практике учителя чаще всего проводят так называемые комбинированные уроки, на которых четко выделяются следующие структурные элементы: опрос учащихся по материалу предыдущего урока; объяснение нового материала; закрепление нового материала и его применение в решение задач, выполнении соответствующих упражнений; постановка и разъяснение домашнего задания. Но опора только на традиционный урок очень сильно обедняет и лишает учителя возможности профессионально-творческой самореализации и не дает ему достигнуть той эффективности, которую можно иметь только при комплексном применении и оптимальном сочетании всего арсенала современных методов и форм организации обучения. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Современный урок – это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно ориентированный подходы в обучении, а задания носят мотивированный характер. Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.
Что же считать инновационным уроком? Очень часто мы путаем две совершенно разные вещи - урок с применением современных средств обучения и инновационный урок. Инновационный урок - это урок с применением современных средств обучения. Но инновационным урок делают не только информационно-коммуникационные, мультимедийные или иные технологии. Инновационный урок – это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем изменение в цели, содержание, методы, средства или даже в саму форму организации занятий. Это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности [1]. На инновационном уроке даются разноуровневые игровые задания, которые ставят учеников в такую ситуацию, при которой им необходимо будет принять решение.
Современный урок в музыкальной школе – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, новые мультимедийные средства; используются электронные музыкальные инструменты. Кроме программного обучения, используется и внепрограммный материал. Организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной. Урок характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание, дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска. Такие уроки требуют серьезной предварительной подготовки.
В современной педагогике существует большое количество различных инновационных уроков. Учителями разработаны интересные методические приемы, новаторские подходы к проведению различных форм занятий. По форме проведения выделяют следующие группы нестандартных уроков:
-интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
-уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
-уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
-уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения;
-уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, диалог, «живая газета», устный журнал;
-уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок 21 века, урок подарок от волшебника;
-уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
-перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Что? Где? Когда?», «Эрудицион», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, «посиделки», «клуб знатоков» и др. [1].
При подготовке инновационных уроков необходимо соблюдать следующие принципы:
-в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма;
-необходимо максимально вовлечь учащихся в активную деятельность на уроке;
-основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;
-важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;
-нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками;
-педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию;
-необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
В современной методике и практике выделяют следующие виды инновационных уроков: уроки дифференцированного обучения; на основе групповой технологии; уроки-тренинги; самостоятельной деятельности; проблемные; интегрированные уроки; на основе проектной деятельности; уроки-презентации; исследовательские и др. Практически все названные виды уроков могут быть использованы в детской музыкальной школе.
Самый распространенный тип урока в музыкальной школе – это урок, предполагающий индивидуальное обучение, где при занятиях с ребёнком учитываются индивидуально-психологические особенности детей, их умственное развитие. Такие уроки можно отнести к урокам дифференцированного обучения, которые строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке.
В музыкальной школе учащихся условно можно разделить на две группы. В силу различных способностей и возможностей уровни и цели их обучения будут разными:
1. учащиеся, которые, получив музыкальное образование, приобретают навыки владения музыкальным инструментом и осваивают игру достаточно основательно, но при этом остаются хорошо подготовленными  музыкантами  любителями;
2. учащиеся, которые продолжат в будущем профессиональное образование в средних специальных и высших учебных заведениях.
Главным достоинством дифференцированного и, в частности, индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью  адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребёнка к его особенностям, вносить необходимые коррекции, приспосабливать их к постоянно меняющейся ситуации.
Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в группах. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. В детской музыкальной школе распространённые групповые занятия – это ансамбль, хор, оркестр. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с учащимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.
Урок-тренинг – форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой.
На уроке-тренинге учащимся приходится выполнять однообразную работу, поэтому опытные учителя всегда используют элементы педагогического творчества, например:
- подбор необычных заданий, дидактического материала;
- организацию соревнований;
– взаимного контроля и т. д.
Уроки самостоятельной деятельности – форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель таких уроков – формирование и развитие механизмов независимости учащихся, утверждение самостоятельных качеств личности. Для каждого ученика разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература и дидактический материал; технико-технологические средства учебного процесса. Каждому ученику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме.
Проблемные уроки – форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных. Проблемные уроки структурно немного напоминают психологические ситуации, которые имеют своеобразную конструкцию деятельности. Например, при выборе музыкального произведения перед ребёнком ставиться задача, познакомиться с биографией композитора, историей создания данного произведения и др. Искусство учителя заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые школьники должны открыть для себя сами. Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование критического мышления учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование положительных эмоций; организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.
Интегрированные уроки позволяют глубже овладеть темой, которую изучают. Интегрированные уроки по содержанию разделяются на три категории: а) вступительные – к изучению определенного раздела; б) изучение нового материала; в) итоговые. Среди разных форм проведения интегрированных уроков наиболее удобной является беседа. Она может происходить между учителями, которые рассматривают определенную проблему или явление из разных позиций, постепенно выясняют суть и закономерности. Это творчество нахождения истины в дискуссии. Использование интегрированных уроков приносит пользу не только ученикам, но и самому учителю.
Уроки на основе проектной деятельности. Сейчас в российских школах широко используется метод проектов. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
В своей практике я использую следующие виды проектов:
Игровые – ролевые проекты, например, драматизация музыкального произведения. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
Информативно-исследовательские проекты  - рефераты, презентации. Например, «Жизнь и творчество композитора», «История развития инструмента флейта».
Сценарные проекты - внеклассное мероприятие, подготовка и проведение концертов.
Уроки-презентации. Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентации повышают мотивацию учащихся, усиливают восприятие нового учебного материала.
Инновационные технологии в музыкальном образовании позволяют более полно раскрыть возможности учителя и способности обучающегося, делать образовательный процесс более гуманным и личностно-ориентированным. В целом процесс обучения становится более творческим, насыщенным. Развивает инициативу обучающегося, направлен на саморазвитие и самообразование личности.
Исследовательский урок – это форма обучения учащихся на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире. Учащиеся на уроке развивают у себя исследовательские умения: умения выявить проблему, ведут поиск решения проблемы, сбор информации, обмениваются мнениями, экспериментируют наблюдения, анализируют, обобщают. Цель деятельности учащихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата (продукта). Отличительные особенности технологии такого продуктивного обучения:
- самостоятельная учебная деятельность учащегося, тесно связанная с его реальной трудовой деятельностью;
- ориентация на конечный результат;
- смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.
Умелая организация на уроках действий учащихся становится мощным фактором повышения мотивации к творчеству. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Всё это помогает решить одну из главных задач преподавателей детской музыкальной школы - заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес», 2009. — 456 с.
2. Ларичева Е. А. Двойственная роль инноваций / Менеджмент в России и за рубежом, № 3, 2004.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
4. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя школы – М., 2012. – 274с.
5. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1986.

   

   
© МБУ ДО "Чебоксарская детская музыкальная школа № 4 имени В.А. и Д.С. Ходяшевых"